100 лет ZF Friedrichshafen AG
- Путь от производителя авиационных компонентов до глобального концерна
- Экономия – конкурентное преимущество продукции ZF в технике привода
- Глобальный рост за счет интернационализации бизнеса и приобретения производств
В 2015 году ZF Friedrichshafen AG празднует столетний юбилей. За свою долгую историю ZF прошел путь от производителя авиационных компонентов местного значения до всемирно известного концерна, поставляющего высокотехнологичные компоненты для всех видов транспорта. Экономический успех концерна основан на разработке инновационных технологий, освоении перспективных рынков, равно как и на приобретении других производств. В юбилейный год ZF поставил перед собой очередную глобальную задачу - войти в тройку ведущих поставщиков для автомобильной промышленности.
ZF был основан как Zahnradfabrik GmbH в 1915 году в городе Фридрихсхафене на Боденском озере, где в то время находился центр разработок для авиационной промышленности, сформировавшийся вокруг предприятия Luftschiffbau Zeppelin GmbH, производившего дирижабли. Вокруг него образовались партнерские производства, в которых Luftschiffbau Zeppelin имело долевое участие, одним из них была и Zahnradfabrik («Фабрика зубчатых колес»). C 1916 по 1918 год предприятие занималось разработкой, испытаниями и производством редукторов для дирижаблей. Шестерни производились по эксклюзивной лицензии на технологию, разработанную швейцарским инженером Максом Маагом (Max Maag), который имел долевое участие в Zahnradfabrik. Инновационная технология оказалась востребована не только в авиационной промышленности. С 1919 года было налажено производство бесшумных и легких в обслуживании коробок передач для автомобильной промышленности. ZF стал поставщиком компонентов для автомобильной промышленности. Настоящую революцию в индустрии совершили разработки и конструкторские решения первого директора предприятия и будущего председателя правления концерна Альфреда фон Зоден-Фраунхофена (Alfred Graf von Soden-Fraunhofen). Его унифицированные и бесшумные коробки передач легли в основу успешного производства, благодаря чему предприятие стало рентабельным уже в первое десятилетие своего существования и смогло преодолеть мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 году. Рост числа патентных изобретений, авторами которых были как сам Альфред фон Зоден-Фраунхофен, так и другие конструкторы ZF, послужил толчком к созданию новых видов продукции для отрасли.
Применение технологий в других отраслях
Широкое применение инновационных технологий в других сегментах рынка, не только для авиационной промышленности и автомобилестроения, характеризовало концерн ZF с первых лет его существования. Уже в 1920-е годы – особенно активно в 1930-е – ZF начал выпускать редуктора для судов (с 1936 года) и для сельскохозяйственных тракторов. Для диверсификации производства и освоения новых сегментов ZF приобретал лицензий – так началось производство рулевого управления: в 1932 году ZF заключил соглашение с американской компанией Ross о лицензионном производстве рулевого управления для легковых и коммерческих автомобилей.
В 1933 году к власти в Германии пришли национал-социалисты, что повлекло за собой фундаментальные изменения в экономике страны. Производство изделий военной промышленности начинает приобретать все большее значение для ZF. Концерн продолжил производить коробки передач и системы рулевого управления, однако отныне они предназначались транспортным средствам преимущественно военного назначения, прежде всего, танкам. Это в значительной степени способствовало расширению производства – в 1937 году ZF открыл еще один крупный завод в Германии, в городе Швебиш-Гмюнде (Schwäbisch Gmünd). Впоследствии большая часть производственных мощностей ZF – прежде всего, во Фридрихсхафене – была разрушена бомбардировками союзников. В послевоенные годы ZF еще долгое время находился под угрозой ликвидации. Тем не менее, производство во Фридрихсхафене в конечном итоге было возобновлено. Большим спросом в те годы пользовалась продукция для сельского хозяйства, в частности – силовые агрегаты для тракторов. В связи с этим концерн приобрел в Пассау (Passau) еще одно предприятие ZF Waldwerke GmbH, где было создано производство коробок передач для машин на гусеничном ходу и военных грузовиков.
Новая структура собственности и период «экономического чуда»
Стабильная структура собственников концерна ZF сформировалась только в 1950 году: Фонд Цеппелина, который с 1947 года находился в управлении администрации города Фридрихсхафена, стал мажоритарным акционером с долей 93,8 % , и 6,2% принадлежит фонду д-ра Юргена и Ирмгард Ульдеруп в городе Лемфёрде. Концерн быстро наращивал производство, и вскоре три крупных завода ZF в Германии столкнулись с нехваткой рабочей силы. В 1953 году ZF приобретает лицензию на производство рулевого управления фирмы Gemmer (США), а затем, усовершенствовав его, все успешнее продвигает на этот рынок собственные разработки. Наряду с силовыми агрегатами для тракторов, большим спросом на протяжении многих лет пользуется такая продукция ZF, как коробки передач для автобусов и грузовиков. Коробки передач для коммерческих автомобилей были вначале не столь удобны в эксплуатации, но очень надежны. Затем с увеличением синхронизированных передач, отпала необходимость в перегазовке.
В конце 1950-х годов был заложен фундамент для расширения производства ZF по целому ряду направлений. В 1958 году ZF, получив крупный производственный заказ от концерна Mercedes-Benz, построил свой первый завод за пределами Европы – в городе Сан-Каэтану-ду-Сул (São Caetano do Sul) в Бразилии. В тоже время ZF продолжил усовершенствование гидродинамических коробках передач, переключаемых под нагрузкой – в те времена они считались особенно удобными в эксплуатации и были очень востребованы. Та же схема конструкции – гидротрансформатор перед коробкой передач, состоящей из планетарного ряда шестерен – использовалась в гидромеханических коробках передач для автобусов и рельсового транспорта, а позже и легковых автомобилей.
Старт производства ступенчатых АКПП для легковых автомобилей и автобусов
В 1963 году инженеры ZF впервые реализовали данный принцип в гидромеханической коробке передач 2 HP 45, которая стала прародителем АКПП Ecomat для городских и пригородных автобусов, а также ряда будущих разработок, включая нынешнее поколение Ecolife (6-ступенчатая АКПП). В 1965 году концерн ZF в честь своего 50-летия начал производство 3-ступенчатой АКПП для легковых автомобилей, что положило начало еще одной истории успеха. Открыв в 1970 году в Саарбрюкене (Saarbrücken) новый завод, на котором изготавливается исключительно этот тип коробок передач, концерн ZF укрепился в статусе одного из самых инновационных производителей ступенчатых АКПП для легковых автомобилей. Этот модельный ряд получил свое развитие в наши дни с выходом 8-ступенчатой АКПП 8HP. Данная модель АКПП обеспечивает при меньшем расходе топлива более динамичную езду, сохраняя удобство переключения передач. С конца 1960-х годов концерн стремился к независимости от конъюнктуры в отрасли, что послужило толчком к инновационному развитию и диверсификации производства. В те годы произошло значительное снижение спроса на редукторы для тракторов – в ответ на это концерн предложил перспективную продукцию в области техники привода для строительных машин. ZF перед этими сегментами новые перспективы, в ответ на возросшие требования к мощности двигателей, а также функциональности и эффективности систем трансмиссии в целом. Так были разработаны бесступенчатые и гибридные коробки передач, которые снижают расход топлива и обеспечивают более комфортное управление сельхозтехникой и строительными машинами.
ZF выпускал также редукторы для водных судов, а в 1960-е годы в сотрудничестве с фирмой Siemens было запущено производство стационарных редукторов для машиностроения. Не осталась без внимания и авиапромышленность – с 1960 года ZF начал разрабатывать редукторы для вертолетов.
Уже в конце 1960-х годов ZF приступил к интернационализации бизнеса, последовательно развивая свою дилерскую и сервисную сеть. При этом появлялись и новые производства: в 1978 году был построен завод в Аргентине, а спустя год – в США. Тихоокеанский регион и перспективы присутствия на его рынках также оказались в поле зрения концерна: в 1980 году в Токио открылось представительство ZF Japan, а в Китае – первое совместное предприятие с локализацией производства коробок передач для автобусов. В 1984 году в индийском городе Пун была основана фирма ZF Steering Gear, а годом позже начато производство систем рулевого управления в Малайзии. При этом в ZF уделяют максимальное внимание эффективности производства: наряду с инновационным потенциалом, к ценностям ZF добавился рациональный и экономичный подход в производстве.
Оптимизация расхода топлива как конкурентное преимущество
Энергоэффективность стала отличительной особенностью продукции ZF в области техники привода для легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Преимущества продукции ZF – это безопасность и удобное переключение передач. После скачка цен на нефть в 1970-е годы в центре внимания инженеров ZF оказались решения, позволяющие оптимизировать расход топлива. В сфере коммерческого транспорта снижение расхода топлива позволяло автотранспортным предприятиям экономить бюджет и таким образом повышало их готовность инвестировать в современные, энергосберегающие технологии. В 1980 году на рынке появляется коробка передач Ecosplit, оснащенная демультипликатором и делителем, что позволяет удвоить имеющееся число передач. Увеличенный диапазон передаточных чисел создавал предпосылки для еще более экономичной езды.
Очередной шаг был сделан в середине 1990-х годов, когда инженеры ZF разработали новейшую систему АКПП для грузовиков. Новинка вышла на рынок под названием AS Tronic и имела большой коммерческий успех. AS Tronic автоматически поддерживает наиболее экономичное число оборотов, что достаточно сложно в случае с механической коробкой передач. Данная АКПП избавила водителей от необходимости участвовать в трудоемком процессе переключения передач на коммерческих грузовиках.
В сегменте АКПП для легковых автомобилей одновременно с увеличением числа передач (а значит и увеличением передаточных чисел) на примере модели 3HP, началось стремительное развитие инновационных технологий. Так АКПП ассоциировались ранее с повышенным расходом топлива, спустя несколько десятилетий стали демонстрировать чудеса экономичности. В истории развития систем рулевого управления – с внедрением усилителей руля для легковых автомобилей и грузовиков – изначально прослеживалась обратная тенденция: более комфортное управление в ущерб экономичности. Однако ZF смог изменить и эту тенденцию, разработав гидроусилитель Servotronic c дозировкой дополнительных усилий в зависимости от скорости движения, а затем электрифицировав поддержку усилий управления по принципу «мощность по запросу» и электроусилитель руля Servolectric.
Коммерческая экспансия
После 1983 года концерн ZF сделал ряд крупных приобретений, чем заметно расширил спектр своей продукции и укрепил позиции в рейтинге ведущих поставщиков автомобильных компонентов. В 1984 году ZF приобрел 51 процент акций группы компаний Lemförder, включая ее доли в локальных и иностранных предприятиях. Тем самым ZF включил в сферу своих компетенций разработку и производство компонентов подвески. В 1990-е годы ZF расширил технологический портфель в области разработок и производства комплексных систем мостов и вывел этот бизнес на международный уровень: сегодня во всем мире действуют уже двенадцать сборочных производств, которые ежегодно выпускают больше трех миллионов модулей мостов.
В 2001 году ZF приобрел Mannesmann Sachs AG (бывшее Fichtel & Sachs AG) и включил его в структуру концерна. Приобретения привели к интенсивному развитию бизнеса в области сервиса и послепродажного обслуживания. ZF также унаследовал технический и инновационный потенциал предприятия Sachs. Одним из таких примеров стала преемственность в разработке так называемого модуля инерционного стартера, который поступил в серийное производство в 2008 году, расширив компетенцию концерна ZF в области гибридных приводов. После включения Sachs в состав концерна, вторую жизнь получила история ZF в автоспорте, начавшаяся в 1960-е годы, когда концерн поставлял коробки передач для успешно выступавшей в Формуле-1 гоночной команды Lotus. Сегодня ZF поставляет сцепления и амортизаторы для кузовной гоночной серии DTM и чемпионата мира по ралли.
Важный шаг в поддержку альтернативных источников энергии ZF совершил в 2011 году, когда был разработан первый редуктор для ветроэнергетических установок. В дальнейшем ZF значительно расширил свои позиции в этом сегменте рынка за счет очередного приобретения. Сегодня концерн ZF предлагает редукторы для ветроэнергетических установок всех классов мощности и входит в число крупнейших предприятий на этом рынке.
В сентябре 2014 года ZF объявил о намерении приобрести американского производителя автокомпонентов TRW. В ноябре того же года большинство акционеров TRW одобрили предложение ZF. С включением TRW в состав концерна, ZF в юбилейный для себя год войдет в тройку крупнейших поставщиков для автомобильной промышленности с оборотом более 30 миллиардов евро (41 миллиард долларов США) и 138 000 сотрудников. С присоединением TRW концерн ZF сформирует наиболее полную и сбалансированную линейку продукции в области техники привода и подвески, активной и пассивной безопасности, а также систем помощи водителю. Благодаря уникальному ассортименту ZF будет представлен на всех ключевых рынках сбыта, как в массовом, так и в премиальном сегменте.